Перспективные направления развития сферы культуры Кировской области

Федеральными, базовыми документами, на основе которых строится государственная политика в сфере культуры страны на долгосрочную перспективу, являются Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации, одобренные Правительством Российской Федерации от 01.06.2006 № МФ-П44-2462, Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы и План по её реализации, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р.

На основании этих документов сформирована государственная политика в сфере культуры области на долгосрочную перспективу.
Целью политики в сфере культуры, обозначенной в стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, является сохранение культурного наследия, эффективная реализация культурного потенциала области, обеспечивающего повышение конкурентоспособности отрасли, развитие творчества, инноваций в сфере культуры, направленные на формирование гармоничной личности и социального благополучия в обществе.

Реализация этой цели будет идти по следующим приоритетным направлениям.
Первое - обеспечение сохранности историко-культурного наследия за счет:

- восстановления и реставрации памятников истории и культуры, а также включения объектов культурного наследия в технологии культурного туризма через реализацию мероприятий проектной линии «Земля Великорецкая», направленной на восстановление Великорецкого архитектурного ансамбля, содействие в проведении Великорецкого крестного хода и возрождение одного из уникального исторического места, как Кировской области, так и всей России;

- создания региональной системы мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, включая их полную инвентаризацию, формирование реестра и оцифровку;
обеспечения эффективного использования имущественных прав на объекты культурного наследия;

- обеспечения необходимых масштабов реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия через реализацию мероприятий проектной линии «Памятные места Вятки»;

- модернизации и обеспечения инновационного развития сети музеев и библиотек, за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий, реализации механизмов поддержки, оказываемой на конкурсной основе через систему грантов для учреждений культуры, реализующих инновационные программы и проекты (по основным направлениям: библиотечное дело, традиционная народная культура, музейное дело, профессиональное искусство, образование в сфере культуры);

- обеспечения эффективного встраивания музеев и библиотек в систему непрерывного образования, превращение их в информационные, культурные и досуговые центры;

- обеспечения условий для сохранения, функционирования и развития библиотечного, музейного и иных аналогичных фондов.

Второе – формирование единого культурного пространства за счёт:
- реализации программ, направленных на формирование ценностей, благоприятствующих инновациям и поощряющих реализацию творческой, предпринимательской и общественной активности граждан, а также на углубление интереса к чтению, литературному, историческому и научному наследию;

- развития потенциала культуры области за счет демонстрации культурного наследия и современных достижений культуры и искусства области как за её пределами, так и за рубежом, привлечения туристов с культурными целями в частности через формирование музейного комплекса братьев Васнецовых российского уровня;

- укрепления партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развитию народных промыслов и культурных традиций, решению проблем устойчивого развития городских и сельских территорий;

- содействия реализации проектов двухстороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая предоставление конкурсной поддержки таких проектов;

- содействия развитию благотворительности и меценатства в сфере культуры.

Третье - повышение социальной и территориальной доступности качественных культурных благ и услуг, системы художественного образования за счёт:
- выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни, доступность качественных культурных благ и услуг независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания через реализацию масштабной программы по развитию культуры сельских территорий в Кировской области;

- развития информационно-коммуникационных сетей, обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек сети центров правовой, деловой и иной информации;

- оптимизации действующей сети организаций культуры на селе и в малых городах путем создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы), реализации крупных проектов «Передвижная филармония», «Передвижной музей»;

- обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития системы художественного образования;

- содействия изданию краеведческой литературы по истории, культуре созданию краеведческих серий, тематических изданий для детей и молодежи, воспитывающих патриотизм, развивающих творческие способности, идеологию успеха и созидания, способствующих повышению нравственного и интеллектуального уровня подрастающего поколения;

- модернизации системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, укрепление кадрового потенциала отрасли, расширение доступа детей и молодежи к дополнительному образованию в области культуры и искусства, развитие непрерывного профессионального образования;

- развития механизмов поддержки, предоставляемой на конкурсной основе, музыкальных, театральных и других творческих коллективов.

Фундаментальной особенностью сферы культуры является то, что основные результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения человека, сказываются на модернизации всего общества. Очевидно, что последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям.

Социально-экономический эффект от реализации региональной политики выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
укрепления единого культурного пространства области как фактора сохранения ее целостности;
создания благоприятных условий для творческой деятельности;
увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры;
осуществления эффективной кадровой политики;
оптимизации расходования бюджетных средств.

Параллельно с этим документом шла работа над областной целевой программой «Развитие культуры Кировской области» на 2009-2013 годы, которая утверждена Законом Кировской области от 06.10.2008 года № 282-ЗО.
Программа является одним из инструментов реализации стратегии развития области.

Основными целями Программы являются:
1. Сохранение культурного наследия Кировской области.
В рамках достижения данной цели предполагается решить задачу по обеспечению сохранности историко-культурного наследия области.
Решение этой задачи достигается усилением адресности мероприятий на основе концентрации ресурсов на особо значимых движимых и недвижимых объектах культурного наследия, реализацией проектных линий и выполнением следующих мероприятий:
«Президентская библиотека»
строительство пристроя к зданию областного государственного учреждения культуры «Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена» (с последующим размещением в нем филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина);
«Земля Великорецкая»
содействие в проведении Великорецкого крестного хода, восстановление Великорецкого архитектурного ансамбля;
«Васнецовское кольцо»
разработка инвестиционных проектов «Васнецовское кольцо», «Туристско-образовательный маршрут «Васнецовское Рябово»;
«Памятные места Вятки»
проведение ремонтно-реставрационных работ на важнейших объектах культурного наследия, ремонтно-профилактических работ, направленных на сохранение концертного органа фирмы «Hugo Mayer»;
«Никто не забыт и ничто не забыто»
ремонт памятников и обелисков воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, создание и установка скульптурной композиции памятника Ф.И.Шаляпину;
осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности и сохранности государственной части Музейного фонда Российской Федерации в музеях области;
издание книг по краеведению, истории Вятского края.

2. Формирование единого культурного пространства области, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям различных групп граждан.
Достижение данной цели направлено на повышение уровня доступности культурных ценностей и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности и потребует решения задач:

2.1. По обеспечению культурного обмена.
Реализация этой задачи предполагает:
разработку и принятие нормативных правовых актов, регулирующих развитие  культуры на селе;
поддержку творческих коллективов, представляющих культуру Кировской области на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях;
содействие обеспечению внутрирегиональной гастрольной театрально-концертной, выставочной деятельности;
пропаганду лучших образцов отечественного искусства (приглашение известных российских коллективов и исполнителей для знакомства жителей области с их творчеством).

2.2. По внедрению современных инновационных программ и проектов, информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
Решение этой задачи предполагает:
проведение грантовых конкурсов для учреждений культуры, внедряющих инновационные программы и проекты (по основным направлениям: библиотечное дело, традиционная народная культура, музейное дело, профессиональное искусство, образование в сфере культуры);
приобретение и внедрение новых информационно-программных продуктов и технологий в сфере культуры для автоматизации процессов учета, оцифровки, фиксации библиотечных фондов;
приобретение комплектов компьютерной техники для библиотек муниципальных образований области.

3. Обеспечение адаптации сферы культуры области к рыночным условиям.
В процессе реализации Программы предполагается разработка и формирование новых подходов в кадровой политике, совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки кадров, разработка методологических основ экономической эффективности различных направлений сферы культуры.
Достижение этой цели будет проводиться через решение задач:
3.1. По развитию системы образования в сфере культуры и искусства, кадровое обеспечение отрасли.
Решение этой задачи предполагает:
проведение комплексного исследования организационных, управленческих, технологических и экономических аспектов образования в сфере культуры в целях формирования в области устойчивой трехступенчатой модели подготовки кадров (школа - колледж (училище) – высшее учебное заведение);
разработку системы мер, направленных на решение вопросов совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров;
проведение инвентаризации имущественного комплекса образовательных учреждений в сфере культуры и искусства.

3.2. По обновлению специального технического и технологического оборудования организаций сферы культуры.
Это предполагает:
замену и модернизацию специального технического, технологического, звукового и светового оборудования, инвентаря в театральных и концертных учреждениях;
обновление парка музыкальных инструментов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры.

Общий объем планируемого финансирования Программы
в 2009–2013 годах составит 883,5 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 142,2 млн. рублей, средства областного бюджета – 710,6 млн. рублей, средства местных бюджетов – 28,7 млн. рублей, внебюджетные источники финансирования – 2,0 млн. рублей.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 21.01.2010 15:26:57