О развитии сети служб медиации Кировской области

С целью создания условий для эффективного разрешения конфликтов в образовательных организациях, профилактики правонарушений несовершеннолетних в практику работы образовательных организаций Кировской области поэтапно внедряется восстановительный подход.

В декабре 2013 года инициативной группой из числа специалистов органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления совместно с Московским Центром «Судебно-правовая реформа» разработана концепция создания и поддержки служб примирения в Кировской области. Данный документ был направлен в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для изучения и разработки плана действий по реализации концепции.

С целью создания и обеспечения деятельности служб примирения в образовательных организациях с 1 февраля 2013 года в КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» создана лаборатория медиации, работающая по четырем основным направлениям: учебно-методическое, организационно-методическое, научно-методическое и аналитико-прогностическое.

Для реализации учебно-методического направления сотрудниками лаборатории медиации в 2013 году разработана программа повышения квалификации «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде», программа творческой лаборатории «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе» («Школьные службы примирения»)».

В 2014 году по запросу образовательных организаций разработана программа методической школы «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Школьные службы примирения» в объеме 144 часа.

В 2016 году разработана программа по обучению подростков «Школьная служба примирения как воспитательная технология развития личности подростка».

Начиная с 2013 года по настоящее время по данным программам обучено 986 педагогов.

В августе 2016 года на базе ДОЛ «Орленок» состоялась первая профильная смена «Медиация – технологи успеха». Цель смены – подготовка педагогов и подростков для работы в школьных службах примирения (медиации). В работе смены приняли участие педагоги и подростки образовательных организаций г. Кирова и Кировской области.

Сотрудниками лаборатории медиации совместно с Ассоциацией медиаторов Кировской области при участии и поддержке министерства образования Кировской области проводятся обучающие семинары, семинары-тренинги, информационные семинары для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, практикующих медиаторов образовательных организаций Кировской области.

Для реализации организационно-педагогического направленияв образовательных организациях создаются базовые, региональные инновационные площадки, целью которых является апробация методических рекомендаций по организации школьных служб примирения, внедрение инновационных авторских программ, технологий, моделей.

В настоящее время статус региональных инновационных площадок по теме «Региональная модель школьных служб медиации» присвоен МОКУ СОШ с. Адышево Оричевского района Кировской области и МБОУ СОШ с УИОП № 27 г. Кирова.

В рамках научно-методического направления проводятся консультации по разбору сложных ситуаций, транслируется опыт работы на семинарах и конференциях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Так, 23-24 февраля 2015 года на Всероссийском конвенте
«Воспитательный потенциал Великой Отечественной войны
в истории семьи, города, страны и возможности его использования
в профилактике асоциального поведения подростков» в рамках дискуссионного круглого стола «Возможности профилактики асоциального поведения подростков в условиях межведомственного взаимодействия» с сообщениями выступили Мельчекова Наталья Александровна, аналитик лаборатории медиации и Клабукова Елена Анатольевна, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Октябрьского района г. Кирова.

В 2016 году Институт развития образования Кировской области принял участие в Областном проблемном семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (доклад «Методическое обеспечение развития служб примирения (медиации) в системе образования Кировской области»), а также в методическом семинаре «Развитие муниципальных методических служб Кировской области в условиях реализации государственной образовательной политики» (доклад «Использование восстановительного подхода при работе с семьей в разрешении конфликтов»).

В 2016 году педагог-психолог МБОУ СОШ № 18 г. Кирова Мельчекова Н.А. представляла опыт работы на международной конференции «Восстановительное правосудие: создание направления» (г. Москва) и Всероссийской конференции «Создание условий для формирования механизма ответственности несовершеннолетних с помощью восстановительных программ: дружественное к ребенку правосудие и система профилактики правонарушений (г. Москва).

С целью научно-методического обеспечения образовательных организаций разработан ряд методических пособий:

– методические рекомендации по организации школьных служб примирения в социальных и образовательных учреждениях;

– методическое руководство для педагогов образовательных учреждений по созданию школьных служб примирения «Семь шагов к медиации»;

– рабочая тетрадь для слушателей курсов «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде»;

– учебно-методический комплект для обучения подростков.

На протяжении двух лет в городе Кирово-Чепецке при муниципальной методической службе состоялась творческая лаборатория по разработке методических рекомендаций: «Организация и проведение восстановительных программ».

В рамках реализации аналитико-прогностического направления министерством образования, лабораторией совместно с Ассоциацией медиаторов Кировской области проводится мониторинг деятельности школьных служб примирения.

В образовательных организациях области действует 75 служб примирения, количество обученных медиаторов − 986 педагогов, количество завершенных программ − 253.

С 2010 года в Кировской области создана Ассоциация медиаторов Кировской области. На сегодня при Ассоциации медиаторов Кировской области действует Координационный совет для консолидации науки и практики в вопросах продвижения восстановительных практик в системе образования Кировской области.

Лаборатория медиации активно сотрудничает с Центром «Судебно-правовая реформа» г. Москва, Центром системного консультирования и обучения «SYNERGIA» (г. Санкт-Петербург), кафедрой деликтологии и криминологии Юридического института СФУ (г. Красноярск), Ассоциацией медиаторов Кировской области, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Октябрьского района муниципального образования «Город Киров».

Созданные в образовательных организациях механизмы урегулирования конфликтных ситуаций − это новое направление в профилактике детских конфликтов. Положительные результаты, перспективность развития восстановительного подхода уже отмечают специалисты муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работники социальных служб, руководители образовательных организаций региона.

С целью развития сети служб медиации Кировской области планируется:

1. Издание методических рекомендаций по созданию служб примирения, разработанных на основе опыта работы лаборатории медиации Института развития образования и базовых образовательных организаций.

2. Доработка информационно-методического ресурса, включающего нормативные правовые документы, типовую документацию, сопровождающую деятельность службы примирения, и иные методические материалы, способствующие внедрению восстановительных практик
в образовательных организациях.

3. Проведение мероприятий для педагогических работников о целях, задачах, перспективах и опыте внедрения восстановительных технологий в системе образования: областной научно-практической конференции «Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития»; конкурса для школьных служб примирения (медиации) «Школа – территория согласия»; слета детской ассоциации медиаторов; профильной смены «Медиация – технология успеха».

4. Работа с региональными инновационными площадками по тематике медиации.

5. Проведение мониторинговых исследований по выявлению уровня конфликтности образовательной среды; мониторингового исследования деятельности служб примирения.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 15.12.2016 16:13:32