ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ – О ПРИНЦИПАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПОЛИТИКА ПОРЯДКА, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ОТКРЫТОСТЬ


Моя работа в регионе началась с тезиса о «наведении элементарного порядка». Я считаю, что в основных сферах – лесная отрасль, здравоохранение – эта работа была проведена достаточно успешно. Во многом это были экстренные меры, призванные наладить нормальное функционирование ключевых сфер жизни региона. Со временем они трансформировались в масштабные региональные программы, которые меняют облик Кировской области. Сегодня мы говорим уже о системном развитии региона. 

Кировская область вступает в новый период, и наша общая задача – определить, чего мы хотим достичь и что для этого необходимо сделать. В ряде еженедельных публикаций я планирую представить видение развития Кировской области, сформированное по итогам обсуждений с жителями региона. В качестве первой темы хотел бы обозначить ключевые принципы, которых в своей работе будет придерживаться обновлённая команда правительства Кировской области.

Политика порядка. Порядок – это фундамент для развития региона. И сегодня о нём стоит говорить как о целенаправленной политике областного правительства. Мы должны прийти к политике порядка. Что я под этим понимаю? Это прозрачность, равные условия и понятные правила для всех. Если привести пример из сферы экономики, то задача региональной власти – сформировать условия, при которых любой бизнесмен, предприниматель, инвестор понимает, что его ждёт в регионе и на что он может рассчитывать. В идеале это создание здорового экономического климата, при котором нарушения или «серые» схемы будут восприниматься как неприемлемые не только в правовом, но и в этическом поле.
Порядок и эффективность –единственный способ вывести Кировскую область из долговой ямы. За предыдущие годы было накоплено много проблем – большой госдолг и существенная доля коммерческих кредитов в его структуре. Мы по-прежнему отдаём большие деньги, чтобы обслуживать заимствования, вместо того, чтобы пустить эти средства на развитие территории. 
Принципиально есть два пути улучшения финансового положения региона – резать расходы, в том числе социальные, либо повышать доходы бюджета. По первому пути мы не пойдём никогда. Все социальные расходы и обязательства перед жителями области есть и будут сохранены. Более того, мы увеличиваем адресную поддержку отдельных групп населения – молодых семей, студентов. Сейчас правительство прорабатывает меры поддержки для «детей войны», которых только у нас в регионе более 100 тысяч. Одновременно мы продолжаем сокращение неэффективных расходов, в частности, на содержание госаппарата.

О налоговой дисциплине. Наш единственный путь – увеличение доходов бюджета. И это прежде всего налоги. Я вижу, насколько горячо воспринимается вопрос повышения налоговой дисциплины. При неверной интерпретации эта тема способна вызывать большое раздражение в обществе. Поэтому я бы хотел окончательно прояснить свою позицию по данному вопросу. 
В поездках по районам я постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда предприниматели платят своим работникам зарплаты в конвертах, а люди осознанно соглашаются на эти условия не столько из-за того, что нет альтернативы, но потому, что сами уверены в правильности такого подхода.
Никто не задумывается, что, получив зарплату в конверте, он «кладёт в карман» часть новой школы, дороги, больницы, детского сада, часть зарплаты учителя или местного участкового, лишает себя пенсии, возможности оформить заём у надёжного банка. Проще говоря, таким образом мы обкрадываем сами себя.
Наши налоги – это залог улучшения собственных условий проживания. То, что перечисляет бизнес в виде налогов, – это инвестиция в социальный капитал, условия жизни своих работников, в благоустройство окружающей территории. Безусловно, здесь важно обоюдное движение. Власть должна демонстрировать, на что тратятся бюджетные средства и доказывать, что эти траты нужны и эффективны. 

Федеральное плечо. Поддержка федерального центра для нас, безусловно, очень важна с учётом ситуации по госдолгу. В декабре прошлого года из федерального бюджета нам предоставили кредит в объёме 14 млрд. рублей, а в текущем году – 1,5 млрд. рублей, которые направлены на погашение дорогостоящих банковских кредитов. Сегодня такая поддержка позволяет закрывать «горящие» вопросы и даже развивать отдельные сферы. Но в перспективе мы, конечно, должны прийти к бездотационности, пусть это задача не года и не двух. 
Мы активно участвуем в различных федеральных программах, позволяющих вести масштабный ремонт дорог, парков, дворов, городских и сельских территорий. Более того, планируем увеличивать долю федеральных средств, которые помогут улучшать качество среды. И это не только наша работа. Это в том числе серьёзный вызов для бизнеса и местных властей. Недопустима ситуация, когда по вине подрядчиков или чиновников работы по ремонту и благоустройству затягиваются или ведутся некачественно. Это затрудняет дальнейшее привлечение средств в регион. Каждую такую ситуацию я буду разбирать лично. 
С другой стороны, в Кировской области крайне важно использовать возможности именно местного бизнеса в реализации федеральных проектов. Таким образом, мы максимально инвестируем в свой регион – в виде рабочих мест, налогов, улучшения материально-технической базы предприятий.

Кооперация внутри региона. Такого подхода во взаимоотношениях с региональным бизнесом мы будем придерживаться во всех отраслях. На прошлой неделе я проводил встречу с крупнейшими аграриями области, на которой был затронут вопрос о необходимости увеличения господдержки местных сельхозтоваропроизводителей. Молочное животноводство – один из локомотивов развития экономики региона, среди амбициозных проектов – увеличение производства молока до 1 млн. тонн в год и расширение объёмов его переработки. Это серьёзные задачи, которые невозможно решить без просчета экономической модели, строительства новых мощностей, расширения инфраструктуры и как следствие – более широкой экономической кооперации внутри региона. По итогам встречи я поставил задачу министерству сельского хозяйства и продовольствия разработать консолидированную программу, которая бы учитывала синергетический эффект от дополнительных вложений в АПК.
В аналогичном ключе мы работаем и с промышленными предприятиями. Сегодня у нас есть надёжное плечо – это предприятия оборонно-промышленного комплекса: «ЛЕПСЕ», «АВИТЕК», «Кировское машиностроительное предприятие», «Сельмаш». Наша совместная задача – увеличивать долю гражданской продукции на предприятиях ОПК и искать возможности для кооперации с другими отраслями. Для решения этих задач создана инжиниринговый центр при ВятГУ и совет главных конструкторов. Кировскую область в Совете Федерации сегодня представляет экс-главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев, и это также позволяет рассчитывать, что вопросам кировской «оборонки» будет уделяться большое внимание.

Особые территории. Правительство старается создавать особые условия для бизнеса и инвесторов. Один из результатов нашей работы за прошедшей год – решение правительства РФ о присвоении городу Вятские Поляны статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Резидентам ТОСЭР предоставляют существенные налоговые льготы, только взносы во внебюджетные фонды для них сокращены почти в четыре раза. Инвесторы также освобождаются от федеральной части налога на прибыль, а мы, в свою очередь, вправе снизить региональную часть ставки данного налога. Это серьёзный стимул для инвесторов развивать бизнес именно в Вятских Полянах, город станет юго-восточной точкой роста региона. Аналогичный подход мы должны реализовать и на других территориях. 

Цифровая экономика как фактор притяжения инвестиций. К сожалению, сегодня мы объективно проигрываем соседним регионам с точки зрения инвестиционной привлекательности – особенно таким, как Пермский край и Республика Татарстан. У нас слабо развита инфраструктура, низкий уровень газификации, лишь четверть дорог соответствует нормативам. Это объективные препятствия, которые мы постепенно устраняем. В то же время нам нужно создавать уникальные факторы притяжения, которые нивелируют слабые стороны региона. 
Одним из этих таких может стать развитие геоинформационных систем (ГИС). ГИС «Лес» уже показала свою эффективность в лесной сфере и вывела нас в лидеры страны по информационной открытости отрасли.
Прозрачность и открытость – это и есть понятные правила игры, доступность власти, отсутствие возможности для коррупции – всё то, что определяет инвестиционную привлекательность.
Подобные информационные системы мы намерены распространять на все отрасли. Областное правительство создаёт цифровую систему управления регионом: на одной мобильной платформе совмещается несколько источников данных, которые всегда будут под рукой. Например, мы получим доступ ко всей информации по земле – все участки сельхозназначения, участки под застройку, лесные участки, сведения по собственникам, полнота уплаты налогов, кадастровые номера, эффективность использования и так далее. На этой же платформе сосредоточатся данные, поступающие с систем весового и скоростного контроля на дорогах, и уже никто не сможет незаконно перемещать товар по региону. 
Потенциальный инвестор сможет, например, с планшета посмотреть все площадки в городе, доступные под застройку. Не идти к чиновнику, не колесить по разным участкам, чтобы получить хоть какую-то информацию, а дистанционно узнать большую часть сведений, необходимых для принятия решения. По сути, это и есть цифровая экономика, о которой сегодня так много говорят, в самом ярком её проявлении.

Открытое правительство. Всё это не будет работать, если сама власть не станет более открытой и доступной. Правительство критиковали за информационную закрытость или непрозрачность принятия тех или иных решений. Этому направлению я намерен уделить особое внимание. Недопустимы случаи, когда вопросы, поступающие в областное правительство, остаются без надлежащего внимания. Кроме того, теперь каждый из моих заместителей ежеквартально будет давать публичный отчёт о своей деятельности для общественности и СМИ.
Сложные вопросы, будь то, например, проблема обманутых дольщиков, ремонт дорог или поддержка местных производителей, мы намерены обсуждать с участием всех заинтересованных сторон и экспертов.
Назначение на должности в правительстве также должно стать более прозрачным с точки зрения обычного жителя. Сегодня мы активно используем кадровые конкурсы для замещения должностей министров областного правительства – в частности, сейчас идёт отбор кандидатов на должность руководителей министерства образования и министерства спорта молодёжной политики. В них может принять участие любой желающий, чья кандидатура соответствует профессиональным требованиям.

Социальная сфера как точка роста. Сейчас на руководителей «социальных» ведомств ложится двойная ответственность. Во-первых, потому что проблемы в медицине, образовании, спорте всегда в первую очередь фиксируются жителями. Во-вторых, я считаю удовлетворённость населения состоянием этих сфер главным индикатором эффективности власти.
Мы сделали серьезный прорыв в здравоохранении – запустили и сейчас масштабируем на все учреждения региона проект «Бережливая поликлиника», восстановили санитарную авиацию, государственные службы скорой помощи и гемодиализа. Эта работа позволила не только повысить качество медицинского обслуживания кировчан, но и принесла нам вполне ощутимые дивиденды. 
В следующем году из других регионов страны мы планируем привлечь на лечение порядка 13 тысяч человек. Это даст бюджету региона порядка 1 млрд. рублей. Так дотационная отрасль может стать мультипликатором развития региона – в рамках нового направления расширится потребность в кадрах, будут развиваться инфраструктура, сфера услуг.

«Мягкая сила» образования. Ещё одна сфера, где мы можем выйти на новый уровень лидерства, – образование. Мы первыми в стране реализуем проект создания сети опорных школ в районах, программы по профориентации, содействию в трудоустройстве. Сосредоточение в Кирове сильных вузов обеспечивает все предпосылки для формирования у нас всероссийского образовательного центра. Удачное географическое расположение позволит нам приглашать преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, возможно, Европы. 
Уже сейчас в Киров за знаниями едут представители 15 стран и десятков регионов России. Если еще поработать в этом направлении, мы вполне можем составить конкуренцию столичным вузам. Мы сейчас плотно работаем с предприятиями по организации практики, чтобы наши студенты могли получить не только теоретические, но и практические навыки. Более того, мы просчитываем возможность распространить губернаторскую стипендию и на приезжих студентов. 
В любом случае студенчество – лучшее время в жизни. О городе, в котором ты учился и жил в юности, как правило, всегда остаются самые добрые и приятные воспоминания. Это такая «мягкая сила», которая если не притянет обратно, то уже в зрелом возрасте будет мотивировать на решение тех или иных вопросов в нашу пользу. По сути, это стратегическая работа по формированию имиджа нашей области, которая через десять-двадцать лет будет влиять на восприятие региона инвесторами, бизнесом, представителями государственной власти.

О будущем г. Кирова. Конечно, мы заинтересованы, чтобы молодёжь после окончания вузов оставалась в регионе. Для этого нужно работать над расширением в том числе культурной и досуговой инфраструктуры, приведением облика города к самым современным городским стандартам.
Как житель Кирова, я сам мечтаю о современном красивом концертном зале, который позволит нашему городу стать ещё одной точкой гастрольных туров коллективов с мировым именем.
Дополнительные возможности нам даст 650-летие города. С федеральным центром есть договорённости на выделение нам средств на реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов. 
Но, возможно, кировчане видят развитие столицы совсем в другом направлении – культурном, спортивном, туристическом? Я верю, что широкая общественная дискуссия даст нам десятки идей, как сделать город лучше, красивее, комфортнее.
Например, для кого наш Киров – для автомобилистов или для пешеходов? Увеличивать количество полос для движения машин или расширять тротуары вкупе с развитием современного общественного транспорта? Нужны ли городу велосипедные дорожки или парковки в центре города? Как организовать туристический маршрут в центре города, который был бы интересен его гостям? Что делать с промзонами и заброшенными территориями? Есть множество вопросов, связанных с развитием города, которые требуют широкого общественного обсуждения и проработки экспертами.
Надеюсь, что жители Кировской области не останутся равнодушными к этим вопросам, примут участие в обсуждении и предложат свои идеи для того, чтобы наш регион стал действительно сильным.
Игорь ВАСИЛЬЕВ,
губернатор Кировской области
 


КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: КУРС НА РАЗВИТИЕ











Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 20.11.2017 09:29:59