Развитие государственно-частного партнерства в Кировской области

Выступление А.Д.Коршунова, главы департамента экономического развития при Правительстве области на Законодательном Собрании области, 27 мая 2010 года

Презентация к докладу (zip.,ppt. 251 kb)

Уважаемые депутаты!

В условиях бюджетных ограничений возрастает роль повышения эффективности и качества оказания общественных услуг органами государственно-муниципального управления. Во исполнение поручения Губернатора области  департаментом экономического развития проводится активная работа с Центром ГЧП Внешэкономбанка по развитию государственно-частного партнерства в Кировской области.

Государственно-частное партнерство – это привлечение на контрактной основе органами власти частного инвестора для более эффективного и  качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору (для населения) на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Основополагающие элементы данного определения:
- конкурсность как основной метод выбора частного партнёра;
- наличие чётко структурированного контракта по предмету деятельности в рамках ГЧП;
- чёткое разделение рисков и обязательств между партнерами в рамках заключённого контракта;
- направленность ГЧП – оказание услуг в рамках выполнения функций органами государственно-муниципального управления. Как следствие, объектами вложения инвестиций при ГЧП являются объекты публичного пользования (элементы транспортной, коммунальной, жилищной, социальной инфраструктуры).
Важно отметить, что в конечном итоге, созданные в результате основные фонды переходят в собственность органов государственно-муниципального управления.

Преимуществами ГЧП для Правительства области являются:
• высвобождение части бюджетных средств;
• обеспечение развития инфраструктуры более ускоренными темпами и возможность предоставления более качественных услуг;
• привлечение не только средств, но и опыта частного сектора в области инвестиционного менеджмента;
• передача части рисков частному сектору.
Для частного сектора:
• новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники дохода;
• возможность диалога с Правительством области.
Для населения:
• обеспечение оптимального соотношения «цена – качество»;
• развитие инфраструктуры и высокое качество государственных услуг.

Таким образом, механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных видов инфраструктуры (систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства, переработки твердых бытовых отходов, регионального транспорта, общественных зданий и инфраструктуры туризма, а также строительства и ремонта дорог).

В настоящее время в ряде российских регионов есть успешный практический опыт использования механизмов государственно-частного партнерства для эффективного социально-экономического развития.

В Свердловской области  для решения вопросов теплоснабжения муниципальных образований реализуется  инвестиционный проект по массовой модернизации, замене и строительстве котельных в 57 муниципальных образованиях.

Большой интерес вызывает опыт Ростовской области по реализации проекта «Комплексная реконструкция, модернизация и развитие водно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области».

Результатом анализа и изучения опыта 10 регионов по реализации инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства (в том числе Санкт-Петербурга, Челябинской области, Ставропольского края, Удмуртской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа) стал предлагаемый Вашему вниманию проект Закона Кировской области «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства».

Законопроект с достаточной детальностью регламентирует развитие рынка проектов государственно-частного партнерства в регионе.

Цели и принципы законопроекта ориентированы на развитие общественной инфраструктуры, что делает его применимым, в том числе, к Программам типовых проектов Внешэкономбанка.
При этом законопроект устанавливает возможность интеграции деятельности на уровне Кировской области и муниципальных образований Кировской области при планировании, организации и реализации проектов государственно-частного партнерства.

В законопроекте предусмотрена возможность интегрирования однотипных объектов, находящихся в собственности Кировской области и (или) муниципальных образований с целью выставления на конкурс в качестве единого (интегрированного) проекта, что весьма важно при организации взаимодействия с Внешэкономбанком, действующим в условиях количественных ограничений, накладываемых Меморандумом о финансовой политике.

Проектом закона предусмотрены следующие формы государственно-частного партнерства:
 концессионные соглашения;
 аренда с инвестиционными условиями, предусматривающая передачу частному партнеру прав владения и (или) пользования в отношении государственного недвижимого имущества, находящегося в собственности Кировской области, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным предприятиям, либо закреплено на праве оперативного управления за областными государственными автономными учреждениями, либо принадлежит на праве оперативного управления областным государственным бюджетным учреждениям с обязательствами инвестора по осуществлению инвестиций в объекты соглашения о партнерстве;
  договор подряда или государственный контракт с частным партнером, заключаемый в соответствии с долгосрочной целевой программой Кировской области или иным нормативным правовым актом Кировской области, предусматривающий рассрочку платежа в отношении нового строительства и (или) реконструкции, модернизации, ремонта, эксплуатации объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Кировской области.

Предусмотренное проектом закона финансовое участие Кировской области в проектах государственно-частного партнерства может осуществляться за счет средств областного бюджета путем использования следующих инструментов:
1) бюджетные ассигнования  на выполнение работ (оказание услуг) по подготовке конкурса или аукциона на право заключение соглашения о партнерстве, в том числе по подготовке конкурсной или аукционной документации;
2) государственные гарантии Кировской области по кредитам (займам), привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения о партнерстве;
3) субсидии частному партнеру в целях возмещения затрат или неполученных доходов (в связи с исполнением частным партнером определяемых в соглашении о партнерстве обязательств по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг);
4) приобретение результатов деятельности частного партнера, в том числе приобретение в установленном действующим законодательством порядке органами исполнительной власти области и областными государственными бюджетными учреждениями по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренного соглашением о партнерстве и произведенного частным партнером;
5) бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Кировской области.

Кроме того, законопроект предусматривает имущественное участие Кировской области в проектах государственно-частного партнерства, в соответствии с которым Кировская область может предоставлять партнеру земельные участки, недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности области.

Проектом Закона определены полномочия Правительства области в сфере государственно-частного партнерства. Правовым актом об участии в государственно-частном партнерстве от имени Кировской области определяется форма участия Кировской области в государственно-частном партнерстве, указанная в статье 10 настоящего Закона; утверждается состав и описание объекта соглашения о партнерстве и основные его условия; а также порядок заключения соглашения о партнерстве. Согласно закону соглашение о партнерстве заключается и исполняется Правительством области либо уполномоченным им органом исполнительной власти Кировской области в соответствии с действующим законодательством.

Департаментом экономического развития активно ведется работа в соответствии с планом работы по развитию государственно-частного партнерства в Кировской области на 2009-2010 годы, утвержденным Губернатором Кировской области, который включает 3 основных блока:
1. Создание и организация деятельности регионального центра государственно-частного партнерства:
2. Организация системы подготовки кадров по вопросам государственно-частного партнерства:
3. Организация подготовки проектов государственно-частного партнерства:

С целью содействия в разработке и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства создан Центр ГЧП Внешэкономбанка, который является структурным подразделением Банка. Целью создания является квалифицированная подготовка, организация и сопровождение проектов ГЧП для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по развитию инструментов ГЧП.

Для обеспечения решения поставленных задач по развитию государственно-частного партнерства в Кировской области создан региональный центр государственно-частного партнерства в составе:
- Консультативный совет по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (коллегиальный орган) – функция по организации работы по проектам ГЧП в Кировской области;
- Департамент экономического развития при Правительстве Кировской области (рабочий орган) – проведение аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП.

Одним из важных направлений работы является организация подготовки проектов государственно-частного партнерства, в том числе  участие Кировской области в Программах типовых проектов Внешэкономбанка по реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры.

Участие региона в  Программах типовых проектов Внешэкономбанка позволит реализовать проекты по наиболее распространенным типам общественной инфраструктуры стоимостью менее 2 млрд. рублей путем их объединения в один портфель однотипных инвестиционных проектов.

В настоящее время Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка  принято решение о начале подготовки Программ типовых проектов по новому строительству и модернизации объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
На 2010 год определены два направления реализации Программ типовых проектов: «Экология» и  «Энергоэффективность».  В их составе типовые проекты по модернизации и новому строительству очистных сооружений канализации и водоснабжения, котельных, насосных станций водоснабжения, канализации, теплоснабжения, строительству мусоросортировочных, мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.

Следует отметить, что предварительная работа Правительства Кировской области по участию в Программах типовых проектов наряду с Ивановской областью и Республикой Башкортостан положительно отмечена Внешэкономбанком.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями Центра ГЧП Внешэкономбанка во взаимодействии с департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и департаментом экологии и природопользования Кировской области осуществляется углубленная проработка данного вопроса.

Уважаемые депутаты, предлагаемый Вам законопроект разрабатывался в течение 5 месяцев в рамках работы рабочей группы, созданной на основании распоряжения Председателя Правительства Кировской области от 27.01.2010 № 9-пр «О создании рабочей группы», в которую наряду с представителями органов государственной власти области, бизнес-сообщества, муниципальных образований входили депутаты Законодательного собрания (Виктор Федорович Конюшев, Владимир Васильевич Савиных). Законопроект обсужден и одобрен рабочей группой, в установленном порядке согласован с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, Управлением Министерства юстиции Российской федерации по Кировской области, Прокуратурой Кировской области, правовым управлением Законодательного Собрания Кировской области (главный консультант Прудникова Наталья Яновна).

Центром государственно-частного партнерства государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» отмечено, что законопроект является самостоятельным вкладом в развитие региональной нормативной базы по развитию государственно-частного партнерства и рекомендован для принятия.


Спасибо за внимание.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Последнее обновление: 12.10.2016 08:27:13